Почему мой ребёнок плохо читает?

Такой вопрос родители задают довольно часто. Причём родители детей разного возраста.

Как ни странно, но часто «проблема» чтения беспокоит родителей дошкольников. Мы не случайно взяли слово «проблема» в кавычки. У дошкольников нет «проблем» с чтением. Это, скорее, проблема родителей, которые хотят, чтобы их чадо года в три-четыре уже бегло читало. Это не только трудновыполнимо, но и вредно для ребенка.

Обучать чтению лучше начинать лет с пяти. И процесс этот должен быть увлекательным для ребенка. В любом случае, дошкольники только учатся читать, каждый в своем темпе, и оценивать их читательские навыки еще рано.

А вот со школьниками ситуация другая. К концу первого класса все дети должны научиться читать. Если же ребенок-первоклассник к весне все еще читает слишком медленно, нужно искать причину и помогать малышу.

Давайте разберемся, почему некоторым первоклассникам чтение дается с трудом.

Для нас, взрослых, чтение кажется чем-то простым и привычным. Но для ребенка, начинающего читать, это нелегкий труд. Нужно запомнить буквы, научиться соединять их в слова, понимать смысл прочитанного… Процесс овладения чтением зависит от многих факторов – особенностей восприятия, характера, темперамента ребенка (подвижные дети учатся читать дольше, чем более спокойные). Очень важно состояние здоровья – проблемы с чтением часто испытывают гиперактивные дети, ослабленные, имеющие заболевания со стороны нервной системы или зрения.

Большое значение имеет пример родителей – в семье, где родители много читают, будут с удовольствием читать и дети.

Обучение чтению у каждого ученика проходит по-разному, но в каждом классе есть дети, которые читают хуже всех.

Давайте представим, каково этим детям.

Трудные буквы никак не хотят складываться в слова, а слова – в предложения. В школе и дома ругают за ошибки, требуют читать быстрее и даже используют чтение в качестве наказания! «Масла в огонь» добавляет то, что рядом, в одном классе, учатся хорошо читающие одноклассники. Как видим, картина вырисовывается нерадостная… Неудивительно, что плохо читающие дети стараются всячески его избегать.

В проблему, как правило, втянута вся семья. Нервозность родителей передаётся ребёнку. Постепенно маленький школьник начинает ненавидеть чтение и всё, что с ним связано.

Что советуют в такой ситуации учителя? Конечно, читать. Побольше и почаще. Помогает этот совет? Далеко не всегда. В основном ситуация не меняется или становится хуже.

 

Что же делать? Как помочь ребенку не только освоить чтение, но и полюбить его?

Давайте прислушаемся к советам психологов.

  • Во-первых, всем нужно успокоиться – и взрослым, и детям.
  • Во-вторых, чтение ни в коем случае не должно выступать в роли наказания.
  • В-третьих, заниматься чтением можно только тогда, когда ребенок отдохнувший, не голодный и не сонный.
  • В-четвертых, необходимо создать подходящие условия – тишина (телевизор и компьютер выключить), убрать из поля зрения все отвлекающие предметы (телефон, планшет, игрушки), хорошая освещенность.
  • В-пятых, очень важно подобрать интересную книгу. Это может быть даже детский журнал, лишь бы он нравился ребенку. Букварь для этой цели вряд ли подойдет – как правило, у малыша он вызывает не самые приятные чувства.

В книге обязательно должны быть иллюстрации. Текст небольшой, буквы достаточно крупные.

Пусть ребёнок выберет книгу сам. Будет замечательно, если вы вместе посетите библиотеку или книжный магазин и будете делать это постоянно.

  • Шестой момент, на который нужно обратить внимание – это время занятия. Не нужно читать долго, утомляя ребёнка. Достаточно 10-15 минут 2-3 раза в день, чем один раз 30 минут.
  • Седьмое. Очень хороший результат даёт совместное чтение – часть текста читает взрослый, часть – ребенок. Но книга должна быть по-настоящему увлекательной.

Конечно, не забывайте хвалить вашего юного читателя.

 

И ещё. Побольше читайте ребёнку, даже когда он научился читать самостоятельно. Это прекрасные моменты эмоциональной и духовной близости с малышом. Обсуждайте прочитанное, фантазируйте вместе.

Если вы всё будете делать правильно, ситуация с чтением улучшится довольно скоро.

Если же, несмотря на все усилия, трудности остаются – лучше обратиться к психологу или логопеду.

В случае, когда плохо читает не первоклассник, а ученик более старших классов, помощь специалиста необходима срочно!