«Предшкольная лихорадка» или Как правильно подготовить ребенка к школе

Уже несколько лет фраза «подготовка к школе» на слуху буквально у каждого жителя Украины. О ней слышали даже те, у кого нет детей-дошкольников. Курсы при школах, группы в детских клуба, репетиторы… Кажется, что к школе сейчас готовят серьёзнее, чем к поступлению в вуз!

Почему сейчас подготовке к школе уделяется столько внимания? Это необходимость или мода? Давайте разберемся.

Родители современных дошкольников в их собственном детстве период подготовки к школе проходили довольно просто: государственный детский сад и… пожалуй, все. Иногда (довольно редко) – творческие кружки или спортивные секции.

В наше время и родители, и педагоги считают, что одного садика недостаточно. Разговоры о подготовке к школе начинаются буквально с рождения ребенка.  А когда ребенку исполняется 4-5 лет, нервозность родителей по поводу предстоящего поступления в школу достигает немыслимых высот и приобретает характер эпидемии!А самое неприятное, что это эмоциональное напряжение передается ребенку, зарождая у него школьную тревожность ещё до поступления в школу.

rf9hpxw1gfk

Причин «предшкольной лихорадки» несколько.

Во-первых, изменилась внутрисемейная модель отношений между родителями и детьми. Родители хотят видеть своих детей успешными, и прикладывают к этому много усилий. Дети стали элементом престижа, их постоянно сравнивают друг с другом, а достижениями хвастают перед друзьями и знакомыми. И если, например, сын соседей в пять лет уже бегло читает, а ваш ребенок едва знает буквы, то усиленные занятия, как минимум с мамой, а  как максимум, с репетитором, ему обеспечены.

Во-вторых, значительно усложнилась школьная программа, а возраст поступления в школу – снизился. Подготовленным детям легче адаптироваться к школьной нагрузке.

Третье – это собеседования при поступлении в школу, ставшие настоящей «страшилкой» для родителей и детей.

С официальной точки зрения собеседования нужны для определения уровня готовности ребёнка в школу, предоставления рекомендаций родителям и учителям и обеспечения индивидуального подхода в обучении. Собеседования должны проводиться только психологом, а результаты являются конфиденциальными. На собеседовании запрещено поверять умения читать и писать. Проверяется только уровень развития познавательных процессов, необходимых для успешного обучения – восприятие, память, внимание, мышление, речь.

Но это в теории. На практике ситуация другая.

Часть школ честно выполняют требования к собеседованиям. Но многие школы их нарушают. Собеседование проводится в присутствии или при участии учителя или завуча, проверяются навыки чтения и письма.

Особая ситуация – в лицеях и гимназиях, где существует конкурсный прием. Там нарушения в процессе собеседований происходят чаще всего. Да и сама ситуация конкурса – повод для серьёзных волнений.

По «Закону про освіту» и «Конституції України» все дети имеют право на получение образования. Но право это ограничено ближайшей к дому школе. Это не всегда устраивает родителей. Многие хотят видеть своих детей учениками гимназии или лицея. Но чтобы попасть в престижное учебное заведение, придется пройти конкурсный отбор.

Все это приводит к тому, что тестирование готовности к школе становится для родителей и будущих первоклассников настоящим испытанием.

Итак, можно сделать вывод. Хотим мы или нет, но в наше время целенаправленная подготовка ребенка к школе все-таки нужна. В том числе для поддержания нормальной самооценки, которая в первые годы учебы напрямую зависит от успешности обучения.

Но подготовка к школе должна быть удовольствием и для детей, и для родителей. Только тогда она будет по-настоящему эффективной.

 

В следующем разделе статьи мы узнаем

Как правильно готовить ребёнка к школе.

Существуют определенные критерии готовности к школе. Их всего четыре:

  1. Мотивационная готовность.
  2. Личностно-социальная готовность.
  3. Интеллектуальная готовность.
  4. Эмоционально-волевая готовность.

Давайте подробнее узнаем о каждом из них.

Мотивационная готовность

Это желание идти в школу, желание учиться, узнавать новое. Познавательный интерес – естественный для человека. Но условия жизни, воспитание, часто наносит непоправимый вред стремлению ребенка к познанию.

Для того, чтобы этого не произошло, родители должны прикладывать определенные усилия.

Самое главное – не заставлять учиться! Это недопустимо! Ребенка нужно заинтересовать, на занятиях опираться на ведущую деятельность в дошкольном возрасте – игру.

Длительность занятия должна соответствовать возрасту, виды деятельности меняться каждые 10 минут.

Взрослые должны всегда отвечать на вопросы ребенка как можно подробнее, но при этом на доступном для понимания малыша языке.

Отлично стимулируют познавательную активность путешествия. Причем для этого необязательно куда-то ехать, можно найти много неизведанных мест в собственном городе и вместе по ним пройтись.

Важный момент для мотивационной готовности – рассказы родителей о школе. Здесь нужно соблюдать «золотую середину»  – не запугивать, не передавать ребенку собственную тревогу (если она есть), но и не обещать, что учиться будет легко и беззаботно. Лучше делать акцент на том, что в школе – интересно, а папа и мама всегда будут поддерживать и помогать.

Личностно-социальная готовность

С поступлением в школу меняется социальная роль ребенка – теперь он школьник, ученик.И к этой роли нужно быть готовым. Ребенок, хорошо подготовленный интеллектуально, имеющий знания и навыки, но не готовый к социально позиции ученика, будет испытывать трудности при адаптации к школе.

Быть учеником – значит ответственно относиться к школе, уроку, учителю. Воспринимать учителя с уважением, но без страха. Ребенок должен понимать, что такое урок, перемена, знать основные правила поведения в школе.

В школе детям приходится много общаться – и с ровесниками,  и со взрослыми людьми. И от того, насколько у ребенка сформированы коммуникативные навыки, зависит и его самооценка, и его настроение, и успешность обучения.

Будущий ученик должен уметь взаимодействовать со сверстниками – вступать в контакт, знакомиться, предлагать игру, соблюдать правила, знать, где нужно уступить, а где – настоять на своем.

Самооценка ребенка должна быть адекватная, он должен уметь и побеждать, и проигрывать. Очень важно формировать нормальное отношение к ошибкам – они неизбежны в процессе обучения.

Интеллектуальная готовность

Именно на интеллектуальную готовность к школе больше всего обращают внимание и родители, и педагоги. Поэтому часто искренне не понимают, почему бегло читающий и решающий примеры с двузначными числами ребенок испытывает в школе трудности с первых дней обучения, а через несколько недель вообще отказывается ходить в школу.

А все потому, что в дошкольном детстве был сделан «перекос» в сторону интеллектуального развития, а не менее важные социальные, волевые навыки не развивались.

Или ребенок был перегружен подготовкой, занимаясь и в развивающем центре, и дома, и с репетитором. Обучение вызывает у него неприятные эмоции.

К тому же интеллектуальная подготовка часто сводится к умению читать, считать и писать, просто дублируя программу первого класса.

На самом деле главное, что должен уметь делать первоклассник – это учиться. Для получения новых знаний и навыков у него должна быть сформирована определённая база – внимание, память, мышление, речевое развитие, высокий уровень познавательной активности.

Все эти функции развиваются и в игровой, и в учебной деятельности. Лучше всего ребенок подготовится к школе интеллектуально при соблюдении следующих условий:

—  занятия проходят в игровой форме;

— взрослые помнят принцип «всё хорошо в меру» и не перегружают ребенка;

— при первых признаках утомления или нежелания учиться занятие прекращается или меняется вид деятельности;

— у ребенка достаточная двигательная активность, отлично, если он занимается в спортивной или танцевальной секции;

— родитель показывают пример собственной интеллектуальной активности – много читают, разговаривают с ребенком на «умные» темы, повышают свой интеллектуальный уровень.

Эмоционально-волевая готовность

С поступлением в школу значительно изменится образ жизни ребенка.

Каждое утро нужно вставать, идти в школу, сидеть на уроках, слушать учителя и выполнять его указания.

И здесь очень важно, умеет ли ребенок управлять своим поведением, контролировать (в доступной по возрасту форме) свои «хочу» — «не хочу».Может ли преодолевать трудности, стремиться к намеченной цели.

Лучше всего эмоционально-волевая сфера развивается в ролевых играх – прежде всего с ровесниками, но также и со взрослыми. Родители могут поиграть с малышом «в школу», вести урок, выполнять задания. Причем «учителем» по очереди должны быть и взрослые, и ребенок.

Дома у дошкольника обязательно должны быть посильные ежедневные обязанности (например, поливание цветов или кормление домашних животных). Родители должны постоянно привлекать малыша в качестве помощника в домашних делах, даже продукты из магазина он тоже может нести в маленькой сумочке.

Ребенок должен уметь самостоятельно одеться и раздеться, убрать вещи и игрушки, вымыть за собой тарелку.

И не страшно, если многие действия получаются еще не слишком качественно, а «помощь» часто на самом деле является для взрослых дополнительной нагрузкой. В один прекрасный день (который будет, возможно, не скоро) ребенок порадует вас дома своей самостоятельностью и ответственностью, а учитель похвалит малыша в школе за выдержку и старание.

 

Здоровье

Обучение в школе –серьёзная нагрузка здоровье ребенка. Поэтому важно, чтобы здоровье было достаточно крепким и в момент поступления в школу, и в дальнейшие школьные годы.

Для сохранения и укрепления здоровья прежде всего нужно обратить внимание на здоровый образ жизни – режим дня, питание, физическая активность.

Если есть проблемы со здоровьем – обратиться к врачу и подлечиться.

Обратите внимание на речь ребенка. Все звуки к шести годам должны произноситься правильно. Если этого нет – обязательно обратитесь к логопеду. От правильной речи зависит многое: самооценка, общение с другими людьми, обучение чтению и письму.

Если что-то тревожит в поведении (страхи, тревога, агрессия, гиперреактивность) – посетите детского психолога.

 

И, наконец, главное.

Дошкольное детство – прекрасное время развития и познания, когда закладываются основы будущей жизни малыша. Очень важно, чтобы это время было счастливым и для ребенка, и для родителей.