Методики раннего развития детей: за и против

Раннее развитие сегодня популярно, как никогда ранее.
Ребенка учат и развивают с пеленок в прямом смысле слова. Детские центры приглашают на занятия с двухмесячного возраста! Что говорить о детях постарше – водить их на «развивашки» стало чуть ли не обязанностью родителей.

Существует множество разнообразных методик раннего развития. Одни из них очень популярны, другие менее известны. Но все объединяет одно: авторы методик утверждают, что следуя их рекомендациям, можно дать мощный толчок развитию способностей детей. Распространено мнение, что так называемое ранее развитие на самом деле вовсе не раннее, а очень даже своевременное. Именно до трех лет психика ребенка наиболее восприимчива к знаниям, о чем красноречиво написано в заглавии книги М.Ибуки «После трех уже поздно». Карточки Домана, кубики Зайцева, игры Никитиных, разработки Лупан, Монтессори, Сузуки, Троппа и так далее – важные и полезные методики.

Однако не все так просто. Психологические исследования показали вред ранней интеллектуализации детей. Описаны случаи, когда дети, которых с раннего возраста обучали чтению, счету, письму и т.д. приблизительно к 10-12 годам начинали резко отставать от своих сверстников в общем развитии. И дело было не только в том, что понижалась их успеваемость, главное – они плохо адаптировались в детских коллективах, у них возникали личностные расстройства. Может пострадать и моральная сторона личности ребенка: при успешной ранней интеллектуализации есть опасность развития чувства превосходства над другими детьми. Мотивация также в опасности – ребенок может устать от постоянной гонки за знаниями и станет пассивным, апатичным, потеряет интерес к учебе.

Ещё одна опасность ранней интеллектуализации в том, что поначалу ребёнку в школе слишком легко. Он привыкает бездельничать на уроках, но рано или поздно стане сложнее, а привычки напрягаться, прилагать старание нет.

Тем не менее, развивать ребенка в дошкольном возрасте, безусловно, нужно обязательно. Но подходить к раннему развитию стоит осмысленно. Здесь, как и в медицине, важен принцип «не навреди». Давайте проанализируем наиболее популярные методики раннего развития.

 

Развитие по Глену Доману

doman1

 

Глен Доман – американский врач, который успешно лечил детей с травмами мозга. Принцип его работы с больными детьми состоял в том, чтобы усиливать активность головного мозга с помощью стимуляции органов чувств, прежде всего зрения и слуха. Больным детям показывались яркие карточки с изображением предметов и их названиями, написанными крупными красными буквами на белом фоне. Эти названия громко произносились вслух. Каждое занятие было кратковременным, не более 15 секунд. Но в день таких показов было множество.

Полученные результаты были превосходны: дети с тяжелыми неврологическими патологиями стали лучше развиваться. Тогда Г. Доман попробовал применить свою методику к здоровым детям. Результаты были потрясающими: к трем годам малыши читали, писали, знали много научных фактов, могли говорить на иностранных языках.

Основной упор в системе Домана делается на то, чтобы вместить как можно больше информации в растущий мозг ребёнка. Карточки разделены по темам, начиная с простых названий предметов и заканчивая знаниями по биологии, математике, физике, географии и т.д. карточки рассчитаны на детей от 0 до 6 лет.

Кроме карточек, предполагаются активные физические тренировки. Дети ползают, ходят и бегают по специальным трекам, преодолевая препятствия в виде перегородок, лабиринтов и т.д. Как врач-нейрохирург, Доман строит свою концепцию раннего развития на связи движений ребёнка и развития его мозга. По его мнению, только хорошо развитые физически дети могут добиться успехов в науках. Это, мягко говоря, спорное утверждение. Список великих ученых, мыслителей, которые были нездоровы, может составить не одну страницу. Думаю, каждому читателю сейчас вспомнилось самое известное имя такого человека – Стивен Хокинг.

Многие утверждения сотрудников Домана декларативны, то есть не имеют обнародованных доказательств. Так, утверждается, что несколько лауреатов Нобелевской премии – воспитанники системы Домана. Но имена этих лауреатов не называются. Верить или – нет – выбирайте сами.

Тем не менее, методика Домана имеет много плюсов. Занимающиеся по ней дети быстрее учатся читать, имеют широкий кругозор.

Однако эта методика подходит не всем малышам. Очень активные дети не могут даже в течение короткого времени сосредоточиться на картинках.

Не достаток занятий по карточкам – они занимают много времени, в ущерб ведущей деятельности ребенка – игре. А ещё ребенок пассивен, развитие его творческих способностей тормозится.

По мнению психологов, система Домана хороша, если не впадать в крайности, а заниматься немного, несколько минут в день.

 

Методика Сесиль Лупан

razvitie_lupan_fiz

Многие недостатки методики Домана смогла творчески переработать и исправить Сесиль Лупан. Мама двух дочерей, в прошлом успешная актриса, она не привыкла действовать по шаблонам. Точно и подробно расписанные занятия методики Домана Сесиль Лупан стала проводить по-другому: не строго в установленное время, а когда у ребенка возник интерес. Её интересовало не только развитие интеллекта, но и раскрытие творческих способностей и формирование здоровой личности.

Опыт воспитания собственных детей Сесиль Лупан описала в популярной книге «Поверь в свое дитя!». В ней предлагается давать малышу новые знания тогда, когда у него возникает интерес и желание. Например, если ребенок заинтересовался ковром, ему тут же дают для сравнения пощупать другие виды тканей. Если заинтересовался звуком – нужно дать послушать разные звуковые композиции.

Именно со знакомства с миром звуков и тактильными ощущениями начинается раннее развитие ребенка. Родителям стоит постоянно разговаривать с ребёнком, давать изучать предметы на ощупь и называть их.

Сесиль Лупан разработала программы для малышей и дошкольников по истории, географии, рисовании и т.д. Занятия рекомендуется совмещать с плаванием и нырянием.Очень важный момент: для занятий по методике Лупан ничего не нужно покупать, все материалы можно найти дома.

Система Сесиль Лупан и имеет существенный недостаток – она требует постоянной самоотдачи и практически лишает маму свободного времени.

 

Воспитание по Масару Ибуке

posle-treh-uzhe-pozdno-masaru-ibuka

Масару Ибука – президент фирмы «SONY», директор Ассоциации раннего развития и автор бестселлера «После трех уже поздно». В своих исследованиях он приходит к выводу: «Ни один ребёнок не рождается гением, и ни один — дураком. Всё зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни малыша (от рождения до трёхлетнего возраста)».

70-80% клеток головного мозга ребёнка формируются к трёхлетнему возрасту, поэтому надо пересматривать порочный традиционный подход к детям, при котором основное обучение происходит тогда, когда уже поздно.

На методике Ибуки сказывается тот факт, что её автор – представитель восточной культуры. Не все её принципы подходят для Европы и Америки. Например, наши дети не очень склонны к «созерцанию», да и к дисциплине отношение разное.

Очень важный отличительный момент системы Ибуки – родители. Он считает, что матери должны больше полагаться на себя, иметь уверенность в себе и твердый характер. Автор не советует увлекаться методиками раннего развития, а вырабатывать свой подход. Методика Ибуки представляет собой общие рекомендации, специальных пособий по методике нет. Она больше является мотивирующей и стимулирующей для родителей, чем обучающей для детей.

 

Опыт раннего развития Никитиных

izobrazhenie-1291

Мнения по поводу системы воспитания Никитиных противоречивы. Эта семья была очень популярна в 70-е – 80-е годы.  Они выступали по телевидению и в газетах, были известны за границей. Но когда дети Никитиных подросли и стали обычными взрослыми людьми, интерес к методике значительно упал. Тем не менее, многие принципы воспитания Никитиных были передовыми для своего времени, а сейчас стали нормой.

Например, отношение к новорожденным и младенцам. В те годы было принято сразу после рождения уносить ребенка от матери, кормить строго по часам, крепко пеленать, не носить часто на руках. Лена Алексеевна Никитина носила детей на руках, поддерживала контакт «кожа к коже», кормила по требованию. Сейчас такие методы общеприняты.

Воспитание «по Никитиным»опирается на три основных принципа:

— создание благоприятных условий для физического и умственного развития детей (в том числе легкая одежда и спортивная обстановка в доме, множество развивающих пособий и игр),

— свобода творчества детей в занятиях,

— родительское неравнодушие.

Никитиных критикуют за отсутствие эмоционального развития. В их системе упор делался на физическую закалку и разнообразные интеллектуальные игры.

Несмотря на все противоречия, до сих пор популярны и широко используются развивающие игры Никитиных – «Сложи узор», «Уникуб», «Кирпичики» и т.д. это головоломки, состоящие из кубиков, кирпичиков, квадратов. Они направлены на развитие мышления и пространственного воображения и включают задания разного уровня сложностей.

 

Методика Марии Монтессори

3d1e9ca55b701f1cc86e405d1dfbae94

Как и ГленДоман, Мария Монтессори работала с больными детьми. Видя прогресс умственно отсталых детей, она задалась вопросом, какой будет результат, если так же работать со здоровыми детьми. Так родилась педагогическая система Монтессори, суть которой – в самовоспитании, самообучении и саморазвитии детей.

Акцент делается на развивающей среде, в которой находится ребенок. Учитель является наблюдателем и не вмешивается в деятельность ребенка. Как и другие авторы методик раннего развития, Монтессори считала двигательную активность залогом умственного развития. Дети в процессе занятий играют, свободно передвигаются, уходят и приходят, когда захотят.

Система Монтессори рассчитана на детей с 1,5-летнего возраста. Пространство комнаты заполнено большимколичеством предметов: кубики, кусочки фанеры, рамки с вкладышами, сосудами с водой, сыпучими продуктами и ложками к ним, бусинками, шелестящими тряпочками и т.д. Сначала ребенок теряется в таких условиях, но вскоре находит то, что ему интересно.

Важный компонент методики Монтессори – самообслуживание. С раннего возраста дети учатся самостоятельно одеваться, обуваться, делать простую работу по дому.

Монтессори называла мышление ребёнка «впитывающим», как губка. Поэтому для успешного развития на территории, где свободно перемещаются дети, необходимо огромное количество сенсорных впечатлений, положительные примеры эмоционального реагирования, правильная речь педагогов.

Как и в любой другой методике раннего развития, в системе Монтессори есть недостатки. Мало внимания уделяется творческому развитию, не предполагается использовать сказки, песенки, ролевые игры.

 

Кубики Зайцева

zaycev-kubiki

Сегодня читающий в 5 лет малыш не вызывает удивления. Практически все родители дошкольников стремятся научить ребенка читать как можно раньше. Чтение для многих стало критерием развития дошкольника (что, конечно же, неправильно).

Наверно, наиболее известной системой обучения чтению являются кубики Зайцева. Начинать обучение рекомендуется с трехлетнего возраста.

Смысл метода – в обучении чтению по складам, буквосочетаниям, а не по отдельным буквам. Склады представлены в кубиках и таблицах. Кубики различаются по цвету, весу, размеру, звучанию и вибрации наполнителя. Таким образом ребенку объясняется, что такое звонкие, глухие, гласные и согласные звуки.Кубики и таблицы предполагают пропевание.

В таблицах представлены 246 складов русского языка. Есть варианты кубиков Зайцева и для других языков, в том числе украинского.

Такимобразом названия букв запоминаются легко и быстро. При этом исключается проблема, когда ребенок знает буквы, но не может соединить их в слоги.

Кроме таблиц и кубиков предлагается использовать «складовые картинки», то есть изображения предметов и подписи к ним. Этот прием был известен и до Зайцева, но он его усовершенствовал – привнес разбивку на слады и двойную запись слова – и на стороне, где картинка, и на обороте.

Методика Зайцева подходит детям с любым темпераментом – и «шустрикам», и «черепашкам». По ней можно учиться и малышам, и шестилеткам.

Неясным остается момент, как «пропевки» влияют на умение читать. Привыкший «пропевать» склады ребенок вряд он быстро отучится от этого способа. Кроме того, замечено, что многие малыши с удовольствием поют слоги, но не могут найти их на кубиках и в таблицам. То есть, они не читают, а просто копируют действия взрослого.

 

Послесловие

Анализ методик раннего развития показал, что все их объединяет желание использовать естественный, природный познавательный интерес ребенка.  В каждой системе есть достоинства и недостатки. Поэтому родителям и педагогам стоит подходить творчески не только к выбору методики, но и к её использованию.

Несмотря на различия во взглядах,все педагоги-новаторы сходятся в том, что для того, чтобы способности детей развивались, необходимо:

  1. Ничем не ограничивать и стимулировать физическую активность.
  2. Создать развивающую среду, наполненную предметами, стимулирующими тактильные, зрительные, звуковые ощущения ребенка.

Раннее развитие требует постоянной активности со стороны взрослого, контакта с малышом. При этом не стоит идти на жертвы и полностью посвящать себя ребенку. Очень важно не только развивать детей, но и развиваться родителям.